Реабилитация детей с аутизмом
Реабилитация детей при аутизме (в том числе РАС, синдроме Аспергера) – это комплекс мероприятий медицинского и психологического характера, направленных на улучшение функционирования нервной системы.
Аутизм представляет собой комплекс неврологических нарушений, которые влияют на социализацию, общение и поведение человека. Ведущее значение в его возникновении играют генетические факторы. Заболевание оказывает сильное влияние на раннее развитие ребенка и на всю жизнь человека в дальнейшем. О наличии аутизма обычно свидетельствуют трудности при социальном взаимодействии, коммуникативные нарушения и повторяющееся поведение.
Цель реабилитации
Дети с аутистическим расстройством личности испытывают множество сложностей в развитии. Им трудно поддерживать контакт с окружающими. Порой это касается даже самых близких людей. Они сверхчувствительны к прикосновениям. Их могут раздражать громкие звуки и резкие запахи. Им крайне тяжело даются любые перемены в жизни, даже самые незначительные. Вылечить аутизм невозможно, однако это не приговор!
Реабилитация для детей с аутизмом позволяет им максимально адаптироваться к этому миру. При этом, не стоит надеяться на быстрые результаты, так как это длинная дистанция. Однако, чем стабильнее и регулярнее будут проходить занятия, тем больше возможностей откроются вашему ребенку.
Реабилитация направлена в первую очередь на нормализацию работы нервной системы. У ребенка появляется шанс раскрыть свой потенциал, развить навыки самообслуживания, повысить интерес к занятиям, а также обрести возможность взаимодействовать с окружающим миром. Не существует единой для всех программы реабилитации для пациентов с аутизмом. Каждый ребенок уникален, имеет сильные и слабые стороны, поэтому требуется индивидуальный подход.
Центры реабилитации детей с аутизмом оказывают комплексную поддержку:
- Развитие навыков и потенциала (коммуникативные, социальные, когнитивные и моторные). Это позволяет раскрыть свой полный потенциал и стать более самостоятельным и независимым.
- Улучшение социальной адаптации. Реабилитация обеспечивает возможность развивать социальные навыки, взаимодействовать с другими людьми и успешно встраиваться в общество. Пациенты учатся понимать эмоции и устанавливать контакт. Это помогает улучшить свои отношения с окружающими, научиться сотрудничать и участвовать в групповых активностях.
- Снижение проблемных поведений (агрессия, повышенная чувствительность, повторяющиеся ритуалы). Это может способствовать улучшению адаптации ребенка в повседневной жизни и обществе.
- Развитие навыков самообслуживания (прием пищи, гигиена, одевание и использование общественного транспорта). Это помогает детям с аутизмом стать более независимыми и самостоятельными в повседневной жизни.
- Поддержка семей. Родители и близкие получают необходимые знания, навыки и ресурсы, чтобы лучше понимать своего ребенка, эффективно взаимодействовать с ним и поддерживать его в реабилитационном процессе.
- Повышение качества жизни. Реабилитация при аутизме позволяет развивать навыки, необходимые для успешного функционирования в повседневной жизни, учебе и социальных ситуациях. Это повышает уверенность, самооценку и самостоятельность, а также улучшает общее благополучие.
Методы реабилитации
На сегодняшний день существует множество различных методик, которые заслужили признание среди специалистов и показали отличные результаты. Каждый из является надежным инструментом, с помощью которого удается лучше понять внутренний мир ребенка, изучить его особенности и подобрать подходящий формат для реабилитации.
Социальные
Социальная реабилитация детей с аутизмом включает в себя широкий спектр мероприятий и подходов, которые помогают в развитии навыков взаимодействия с окружающим миром, коммуникации и адаптации в обществе.
Метод Миллера
Метод Миллера представляет собой образовательно-развивающую систему, которая учитывает потребности и особенности процессов восприятия и деятельности детей с аутизмом. Его задачей является помощь ребенку в использовании личного ресурса для достижения результата. Метод позволяет выводить детей из замкнутого образа жизни в активное социальное взаимодействие с окружающими. Специалисты помогают ребенку научиться читать, писать, понимать числа.
Методика TEACCH
Предполагает создание особой среды для ребенка, изъяв из неё всё, что может его отвлекать и раздражать. Его день проходит строго по расписанию, которое тот усваивает при помощи карточек-подсказок. Все вещи должны лежать строго на своих местах.
Также проводятся коррекционные занятия, перед которыми ребенок долго устанавливает контакт со специалистом. Методика не предполагает принуждения к чему-либо. Среда адаптируется к возможностям ребенка. Таким образом, он учиться самостоятельности и независимости. Для этого организовывается предсказуемый порядок в пространстве и времени. Благодаря методике TEACCH ребенок начинает лучше понимать себя.
Методика Son-Rise
Суть программы заключается в развитии отношений с пациентом в виде игрового формата. Специалисты стараются найти вход во внутренний мир ребенка с аутизмом, после чего стараются показать ему выход во внешнюю среду.
Создатели методики побуждают верить в потенциал своего ребёнка. Он должен чувствовать безусловную любовь и тепло. Ни в коем случае, не нужно сравнивать ребенка с другими. Его нужно любить несмотря ни на что, целовать, баловать, мотивировать, но не заставлять. Все это должно проходить в оптимальной среде для обучения, такой, где все отвлекающие и раздражающие факторы будут устранены.
Сенсорная интеграция
Методика базируется на создании оптимальных условий для получения ребенком достаточной сенсорной стимуляции. Ребенок в форме занимательной игры учится правильно реагировать на различные перемены в окружающей обстановке. Главная цель методики – усилить, сбалансировать и развить обработку сенсорных стимулов центральной нервной системы.
Арт-терапия
Арт-терапия – это один из наиболее эффективных методов терапии детей с расстройством аутистического спектра, позволяющим проникнуть в их внутренний мир. Метод помогает снизить эмоциональное напряжение и создать ощущение полной безопасности и комфорта. С ее помощью можно выразить с помощью образов то, что он не может сказать словами.
Дети учатся выражать свои мысли, чувства и эмоции через художественные и креативные выражения, такие как рисование, живопись, лепка, музыка, танец и драматическое искусство. Изобразительная деятельность снижает тревожность и делает ребенка более открытым для контакта с окружающими. Она развивает как коммуникативные навыки, так и яркое воображение.
Арт-терапия позволяет достигнуть следующих задач:
- более доверительные отношения с социумом;
- установление личного контакта;
- улучшение поведенческих привычек;
- снижение стресса и тревоги;
- развитие мелкой моторики и координации рук.
Методика ДЕКО
Данная аббревиатура расшифровывается следующим образом:
- Движение.
- Эмоции.
- Коммуникация.
- Обучение.
Методика учит использовать жесты, звуки и движения для общения с другими людьми. Обучение коммуникативным навыкам лучше всего происходит во время подвижных игр, которые ребенок придумывает самостоятельно. Занятия проходят в виде незапланированных игр. Инициатива исходит от самого ребенка. Специалист включается в игру, стараясь продлить их взаимодействие как можно дольше.
Физические
Физическая реабилитация детей с аутизмом включает в себя различные методы, целью которых является развитие моторных навыков, координации движений и улучшение общей функциональности организма.
ЛФК при аутизме
Детям с расстройствами аутистического спектра крайне необходима лечебная физкультура. С ее помощью у них развивается осмысленное взаимодействие с окружающим миром.
Лечебная физкультура помогает осознанно управлять своим телом. В будущем это поможет контролировать навязчивые повторяющиеся движения, характерные для пациентов с аутизмом. Также ребенок учиться правильно двигаться, подражая взрослым.
Занятия ЛФК обычно проходят в небольших группах. Некоторые упражнения выполняются парно. Это помогает налаживать взаимодействие со сверстниками.
Необходимость в медицинской реабилитации детей с аутизмом
Несмотря на всю серьезность диагноза «аутизм», при правильном подходе ребенок сможет вести обычную жизнь и адаптироваться в обществе. Однако важно обратиться за профессиональной помощью как можно раньше.
При помощи грамотной поддержки можно справиться со многими проблемами, которыми сопровождается аутизм, среди которых:
- нарушение социального взаимодействия;
- ограниченный спектр реакций;
- моторная неловкость;
- нарушение вербальной и невербальной коммуникации;
- сложности саморегуляции.
Если вы ищете лучший центр реабилитации детей с аутизмом в Днепре, тогда вам в «JMC». Мы используем самые эффективные методики, составляем индивидуальные схемы и вовлекаем в процесс родителей. У нас работают известные высококлассные специалисты в области неврологии и нейропсихологии. В нашем центре используются международные практики и авторские методики в проведении реабилитации детей с аутизмом. Мы с радостью проконсультируем вас и окажем квалифицированную помощь. Своевременное обращение к специалистам ― это залог полноценной и высококачественной жизни вашего ребёнка!